Обзор фильма "Анна Каренина"

Фильмы, снятые по классике, принято критиковать за то, что они "не соответствуют" или "не до конца передали суть" оригинала. Относительно "Анны Карениной" можно сказать - слава богу, что Джо Райт не пытался воссоздать на экране все мысли и идеи Льва Толстого. Такую книгу априори невозможно перевести в киноплёнку - а Райт снял пусть и не великий, но интересный и красивый фильм.

"Анна Каренина" претендует на Оскар в четырёх номинациях, но среди них нет ни одной основной. Работы оператора и художника-постановщика, саундтрек, костюмы - очень показательно и правильно, что фильм может быть признан лучшим именно по этим критериям. Джо Райт снял очень красивое кино - с отображением всей дорогой, роскошной жизни российской элиты XIX века. На балы, рауты, сцены в опере просто приятно смотреть - и, на мой дилетантский взгляд, снято всё достаточно правдоподобно.

Режиссёр, обладая большим бюджетом (а это понятно уже по вышеназванным сценам), имел возможность выбора. Определяя исполнительницу главной роли, Райт отказал Кейт Бланшетт - но в итоге, пожалуй, попал в десятку. Кира Найтли отыграла роль просто великолепно, меняясь каждые пять минут. От кокетства до страсти, от влюблённости до гнева, от материнской любви до холодности расставания - Найтли пережила в образе Карениной всю гамму чувств и всегда была убедительна.

Каренин в фильме не изображён отрицательным героем. Он просто правильный до зубовного скрежета человек - исполнительный, добрый, умный... но скучный и неинтересный. Неудивительно, что супруге Анне, молодой и красивой, он в какой-то момент надоел - и тут ей на глаза попался офицер Вронский. Статный, галантный, умеющий красиво ухаживать, добиваться расположения дамы - естественно, она перед ним не устояла. В этом весь Толстой - в своих книгах он редко рисовал однозначно отрицательных персонажей, а предпочитал просто показывать жизнь.

В "Анне Карениной" тоже нет однозначно плохих. Есть один многоголовый монстр - Общество, которое подминает людей под себя, заставляет их поступать вопреки своей воле, бояться общественного гнева... "Я бы простила, преступи она только закон. Она преступила правила!" - говорит исполнительница одной из второстепенных ролей, отказываясь говорить с Карениной после её измены. Она плохо знает что Карениных, что Вронского - но презирает Анну потому, что её положено презирать.

Что в фильме не до конца раскрыто, так это причины самоубийства Анны. В финальных сценах, уже после фактического расставания с мужем, она предстаёт зрителю в роли истеричной и взбалмошной женщины, всерьёз испытывающей терпение Вронского. Не совсем ясно, зачем Карениной было прыгать под поезд - неужели на неё так давило общественное мнение... Если да, то воистину знать и богачи "страшно далеки от народа". О такой "несчастной" жизни отверженной 99% населения России могли только мечтать.

Впрочем, у богатых свои причуды. Писатель, написавший "Анну Каренину", хоть и был помещиком, но наравне с крестьянами работал в поле и вообще вёл очень аскетичный образ жизни. Здорово, что режиссёр перенёс из книги в фильм автобиографичный образ Льва Толстого - Константина Лёвина. Русский идеалист, стесняющийся своего богатства и жаждущий справедливости для всех, изображён на экране очень ярко и интересно.

"Анна Каренина" однозначно стоит того, чтобы уделить ей два часа времени. Но не стоит сравнивать фильм с книгой - это верная возможность испортить себе впечатление от просмотра. Талантливый режиссёр не виноват, что сценарий для его картины создавал великий писатель... Очень хорошо, что у шедевра Толстого появляются новые и новые экранизации - в том числе и среди голливудских блокбастеров. Ебалово